На главную страницу

Ветеринарная офтальмология


Главная  ::   Карта  ::   Контакты
Автор и ведущий проекта - ветеринарный врач офтальмолог Александр Константиновский



"Все слова" "Любое слово"

Круглый стол - вопросы ветеринарного образования


В российском ветеринарном образовании на сегодняшний день немало проблем. Именно поэтому мы решили обсудить данную тему с ветеринарными специалистами и опубликовать несколько точек зрения на сложившуюся ситуацию.

Подготовила М.А.Денисова. В диалоге участвовали:

Ольга Григорьевна Петрова. Доктор ветеринарных наук, зав.кафедрой инфекциолнных и инвазионных болезней, Уральская государственная сельскохозяйственная академия, Екатеринбург
Богдан Михайлович Коритняк. зав.кафедрой микробиологии и ВСЭ, кандидат биологических наук, Уральская государственная сельскохозяйственная академия, Екатеринбург
Рустам Хамитович Равилов. Президент Гильдии практикующих ветеринарных врачей Татарстана, зав.кафедрой эпизоотологии Казанской академии ветеринарной медициной, Казань
Александр Андреевич Константиновский. Ветеринарный врач, хирург, офтальмолог, Международный центр лечения и реабилитации животных "Зоовет", Москва

 

— Какие основные проблемы в области ветеринарного образования существуют на сегодняшний день?

О. Г. Петрова: Проблем в высшем ветеринарном образовании на сегодня немало. Одна из основных — очень низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава. Из этой проблемы вытекает другая — текучесть кадров в высших учебных заведениях, что сказывается не лучшим образом на подготовке будущих ветеринарных специалистов.
Другая не менее остро стоящая проблема — отсутствие должного финансирования на покупку нового лабораторного оборудования, что также сказывается на уровне подготовки специалистов.

Б. М. Коритняк: Я согласен с Ольгой Григорьевной — отсутствие социальной и финансовой поддержки со стороны государства профессорского и преподавательского состава вузов и прежде всего аспирантов и преподавателей среднего звена, пожалуй, наиболее острая проблема. В результате преподавательский состав лишается опытных зрелых специалистов. На кафедрах работают преимущественно аспиранты — возраст 23-25 лет и профессора — старше 50. Тем самым прерывается преемственность научных школ. Большинство сотрудников вузов в первую очередь зарабатывает в коммерческих организациях необходимый финансовый минимум и лишь в оставшееся время преподают.

Р. X. Равилов: Я считаю, что проблемы ветеринарного образования обусловлены   экономической   ситуацией
в стране и, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Плачевное состояние села привело к тому, что зарплаты у ветеринарных врачей очень маленькие, следовательно, в ветеринары мало кто идет, чтобы действительно работать на сельскохозяйственных предприятиях (большинство студентов на ветеринарных факультетах учится просто для того, чтобы получить диплом). Это, в свою очередь, привело к тому, что исчезли конкурсы на ветеринарные специальности, следовательно, в вузах исчезла и возможность пополнять свой бюджет за счет коммерческой подготовки специалистов. А это (при мизерном финансировании государством) привело к тому, что зарплаты у преподавателей остались на низком уровне. И как следствие: у них нет стимула для повышения своего мастерства и качества преподавания, вузы «поросли» коррупцией, а после окончания вуза в аспирантуре остаются, мягко говоря, не самые лучшие выпускники (а ведь это будущие преподаватели). Толковые же аспиранты, защитив диссертации или, другими словами, получив военный билет, уходят из вуза по вышеуказанной причине, в результате теряются традиции ветеринарного образования и «старые» ветеринарные школы...

Еще одна остро стоящая проблема — появление ветеринарных микрофакультетов практически во всех субъектах РФ (такого количества ветеринаров на душу населения или на одну голову скота не готовят нигде в мире). В СССР было несколько крупных ветеринарных вузов, которые успешно обеспечивали всю страну специалистами. Сейчас ситуация изменилась, соответственно, появились новые проблемы: в «больших» авторитетных ветеринарных вузах, где дают сравнительно качественное образование, катастрофически снижается конкурс; на «маленьких» факультетах как правило, работает не более 3-4 профессоров; набирают на такие факультеты обычно по 20-30 студентов, следовательно, преподаватели на кафедрах из-за нехватки педнагрузки ведут по 3-8 дисциплин («многостаночники»), федеральное финансирование «распыляется» на «мелкие» факультеты, что не позволяет приобретать современные инструменты и оборудование, следовательно, студенты учатся на «музейных экспонатах», которым более 20 лет и которых уже нет в современной ветеринарной практике.

А. А. Константиновский: Да, действительно, основная проблема высшего ветеринарного образования состоит в том, что ежегодно в России выпускается слишком большое количество ветеринарных врачей: только в Москве специалистов готовят три вуза (выпуск очников + заочников около 900-1000 человек). Для сравнения, в Германии выпускается не более 200 врачей ежегодно. А ведь население России всего в 1,5 раза больше населения Германии. Вот и получается, что в нашей стране численность ветеринаров на душу населения в десятки, если не сотни, раз выше, чем в Европе или Америке.
Другая проблема ветеринарного образования состоит в нехватке грамотных специалистов для преподавания в вузах и, как следствие, в низком уровне подготовки выпускников. Дело в том, что ветеринария в России, как наука о лечении животных, начала развиваться только последние 10-15 лет. В годы СССР ветеринария развивалась в области ветсанэкспертизы, профилактики эпизоотии, борьбы с эпизоотиями. Здоровье одного животного в те времена ничего не значило. Уровень образования в этих областях по-прежнему достаточно высок. Но сейчас ситуация изменилась — стало меньше крупных колхозов, совхозов, конезаводов. Теперь рынок требует специалистов по лечению заболеваний у отдельно взятого животного. А грамотных специалистов для преподавания дисциплин нет, т.к. их не было в прошлые годы, а все нынешние преподаватели — это либо ученые советских времен, либо их ученики, бывшие аспиранты, оставшиеся на кафедре сразу после окончания вуза. Прибавьте к этому проблемы, характерные для всего высшего образования в России — низкий уровень заработной платы преподавателей и морально устаревшее оборудование в вузах. Картина получается безрадостная и самое неприятное, что она наблюдается практически повсеместно.

— Как вы думаете, какие пути решения сложившихся проблем существуют?

О. Г. Петрова: Для решения существующих в области высшего образования проблем необходимо выделение средств из государственного бюджета на развитие образования, покупку нового оборудования, увеличение заработ ной платы сотрудников и т.д. Также считаю, что на кафедрах вузов можно и нужно создавать коммерческие предприятия, которые бы внедряли свои разработки в различные народнохозяйственные отрасли (согласно закону № 217 за подписью президента РФ Дмитрия Медведева). Это поможет кафедрам зарабатывать средства, которые они могли бы вкладывать в улучшение качества образования, а также привлекать молодежь. Уже в этом году профессорский состав УрГСХА будет обучаться менеджменту по французскому проекту.

Б. М. Коритняк: Необходимо восстановить финансирование и социальную поддержку вузов и в целом системы образования хотя бы до уровня 80-х годов СССР. Высшее образование должно быть востребованным на профилирующих предприятиях, а не являться данью моде.

Р. X. Равилов: Для решения сложившихся проблем необходимо сделать следующее:
• повысить престиж специальности на селе за счет повышения зарплат и решения социальных проблем ветеринарных специалистов;
•  закрыть «маленькие» факультеты и сосредоточить финансирование в крупных центрах ветеринарного образования (Москва, Питер, Казань, Саратов, Ростов и т.д.);
Даже эти два шага в корне изменят ситуацию с ветеринарным образованием, но не стоит ждать быстрых результатов — на восстановление российского образования потребуется столько же времени, сколько на его разрушение. Денежные «вливания» тоже не сразу изменят ситуацию — слишком сильно изменился состав и, главное, психология преподавателей в вузах, а это быстро не исправишь. Также необходимо восстановить налаженную в СССР систему повышения квалификации специалистов.

А. А. Константиновский: Я согласен с Рустамом Хамитовичем: решение сложившихся проблем заключается, в первую очередь, в сокращении количества ветеринарных факультетов в вузах. Но осуществить это будет чрезвычайно сложно, так же как и провести независимую аттестацию знаний преподавателей. Нужно набирать преподавателей лечебных дисциплин только из практикующих в течение длительного времени ветеринарных врачей. Также необходимо привлекать практикующих врачей и иностранных лекторов для регулярного чтения лекций по лечебным дисциплинам. Нужно ввести такое обязательное условие для преподавателей и студентов, как знание английского языка, т.к. английский стал международным языком медицины, и все современные исследования всех стран мира публикуются только на английском языке. Зачастую не хватает самих лекционных часов по лечебным дисциплинам. В этом случае нужно их вводить — пусть даже в ущерб общеобразовательным предметам или путем увеличения продолжительности обучения. Практические занятия должны проводиться только на базе клиник. За рубежом лучшие клиники — это университетские клиники, а лучшие врачи — университетские врачи. В нашей стране лучшее оборудование и высококвалифицированные специалисты — в частных, а не государственных учреждениях.

— Стоит ли переводить высшее ветеринарное образование на двухуровневую (европейскую) систему обучения?

О. Г. Петрова: Государству сначала нужно разработать грамотную систему трудоустройства и для бакалавров, и для специалистов, и для магистров. Только затем можно приводить систему в действие. Возможно, тогда каждый выпускник вуза сможет найти себе высокооплачиваемую работу, а работодатели на предприятиях будут удовлетворены уровнем знаний выпускников. В каждом вузе обязательно должна быть специализация по профилю заболеваний, для того чтобы студент получал не только общие, но и специальные знания, которые он мог бы с успехом использовать в дальнейшем. А вообще, я считаю, что успешный опыт европейских стран в сфере образования заимствовать просто необходимо.

Б. М. Коритняк: Наша система образования, кстати, уже работала по системе бакалавр/специалист/магистр и была представлена триадой: профтехучилище/техникум/институт. Но в период перестроек и реформаторских потрясений система образования была поставлена в положение самовыживания, как впрочем и рядовые граждане. Поэтому более реально будет объединить ранее существующую триаду в одну систему, вместо того чтобы пытаться воспроизвести «что-то более новое» на базе вузов.

Р. X. Равилов: В европейской системе образования есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов отмечу универсализацию образования, возможность поменять направление обучения, если по какой-то причине студент решил сменить свою будущую профессию. Важным преимуществом европейской системы образования является компетентностная система оценки качества подготовки специалистов, которая предполагает увеличение объема практических занятий. У нас сейчас система оценки основана на ЗУНах (знание, умение и навыки), новая же система предполагает оценивать уровень подготовки специалистов по компетенциям, т.е. по их способности применять эти знания, умения и навыки для решения конкретных проблемных ситуаций. Еще одним из плюсов европейской системы образования является упор на самостоятельное обучение студента и возможность самому выбирать дисциплины, которые он хочет изучить (конечно, кроме обязательных). Достаточно интересной является и кредитно-модульная система оценки знаний студентов. Среди недостатков европейской системы могу отметить следующие:
• наши выпускники школ имеют мало навыков самостоятельного обучения, следовательно, им будет трудно осваивать профессию по новой системе;
• преподаватели в большинстве своем пока не готовы перейти на новую систему образования;
• эта система образования больше подходит для технических специальностей;
•  новая система образования предполагает широкое внедрение тестирования, а это, по моему мнению, не всегда дает хорошие результаты в образовательном процессе.

А. А. Константиновский: По моему мнению, двухуровневая система образования — благо, но благо лишь в том случае, если на каждом уровне будет правильное преподавание. Необходимо вводить специализацию ветеринарных врачей — не только лечебную, ветсанэкспертизу, фармакологию и т.д., а также и более глубокую, которую возможно получить, имея только основную специализацию. Так, ветеринарный врач, специализирующийся на лечении, должен продолжать обучение (если он способный и желает дальше учиться) и становиться кардиологом, неврологом, хирургом... Двухуровневая система обучения приведет к возникновению нескольких пластов ветеринарных врачей: помощников врачей, врачей, специалистов. У каждого будет возможность выбирать, на каком уровне ему прекращать обучение. Но необходимо помнить, что даже самая хорошая идея при неправильной ее реализации становится не только бесполезной, но и вредит.

 

— Достаточно ли у школьника знаний, для того чтобы поступить в ветеринарный вуз? Стоит ли в корне пересмотреть систему образования, начиная со школьной скамьи?

О. Г. Петрова: Я считаю, что не нужно в корне менять систему среднего образования. Ведь для того, чтобы человеку было легче поступить в вуз, в школах, гимназиях, которые готовят детей для поступления, существуют специализированные классы (гуманитарные, математические, медицинские, экономические, сельскохозяйственные и т.д.). И школьник, закончивший 11 классов, имеет достаточный уровень знаний для поступления в вуз.

Р. X. Равилов: Мое мнение таково: для того чтобы поступить в ветеринарный вуз, школьнику следует уже в школе определиться со своей будущей специальностью и посвящать больше времени необходимым дисциплинам. Так, например, у нашей академии в одной из школ Казани есть подшефный «биологический» класс, его выпускники после окончания школы нередко приходят учиться к нам. Кроме того, в некоторых «продвинутых» школах нашего города есть специализированные классы: математические, химические, физические, биологические и т.д.

А. А. Константиновский: В нашей стране ветеринарным врачом может стать любой (очно или заочно). Конкурс в большинстве вузов крайне низок и поступить может любой человек, который просто принес документы в приемную комиссию. При сокращении ветеринарных факультетов в профессию будут идти только те люди, которые действительно хотят стать врачами и работать по полученной специальности. Большой конкурс на поступление вынудит школьников, желающих стать врачами, более усердно изучать необходимые дисциплины. Иначе они просто не поступят в вуз... Вопрос решится сам собой.

—  Какие методики обучения студентов стоит использовать на базе вузов?

Б. М. Коритняк: Задача любого преподавателя состоит в том, чтобы:
1)  Сформировать мышление студента;
2)  Подготовить его теоретически;
3)  И только после этого допускать до самых рядовых операций, постепенно переходя к сложным.
На первых двух этапах необходимы муляжи и компьютерные программы, а вот на последнем этапе без животных не обойтись никак. Человек, получивший диплом врача и не овладевший практическими навыками, ОПАСЕН ДЛЯ ЖИВОТНЫХ! Студенты обязательно должны присутствовать при операциях, проводимых грамотными специалистами, ассистировать врачам. Также студенты могут под руководством преподавателя или специалиста изучить трупный материал и установить причину гибели животного, что в последующем поможет спасти жизни других животных.

А. А. Константиновский: Я считаю, что приемлемы только гуманные методы обучения студентов. Работе с живыми тканями студент может научиться, ассистируя на операциях, а навыки хирургии и анатомию можно нарабатывать на трупном материале, которого всегда достаточно. По моему мнению, выпускник должен несколько лет стажироваться и ассистировать врачу (естественно, грамотному и успешному) при массе осмотров и операций, и только по прошествии нескольких лет успешной стажировки самостоятельно лечить животных. Лучше всего это делать в стенах университетских клиник или в клиниках (и у специалистов), аккредитованных учебными заведениями.

— Нужна ли российским специалистам сертификация уровня знаний?

Р. X. Равилов: Однозначно, нужна! Для ветеринарных врачей нужно ввести сертификацию уровня знаний, как и в гуманитарной медицине.

А. А. Константиновский: Могу отметить, что в России не хватает не только сертификации уровня знаний специалистов, но и нормального постдипломного образования ветеринарных врачей. Если врач не практикует несколько лет, он утрачивает свои навыки, и для такого врача необходима переаттестация. Необходимо помнить, что профессия врача требует постоянного совершенствования знаний и обучения. Иначе можно просто «отстать от поезда». На мой взгляд, необходимо обязать ветеринарных врачей посещать конгрессы и конференции (не менее 48 лекционных часов в год) и каждые 3-5 лет проходить курсы повышения квалификации (продолжительность курса не менее 180 часов). Результатом курса повышения квалификации должен быть экзамен (как это принято в гуманной медицине).

— Как вы думаете, может ли человек получить качественное ветеринарное образование на заочной форме обучения?

О. Г. Петрова: Насчет целесообразности заочного ветеринарного образования ведется немало споров... Я же считаю, что поступать на заочное отделение могут только люди, которые уже имеют специальное ветеринарное образование (например, ветеринарный фельдшер).

 

Б. М. Коритняк: Заочное ветеринарное образование нецелесообразно, так как в данном процессе большую роль играет плановая длительная подготовка специалистов с отработкой практических навыков под руководством специалистов-педагогов. А вот уже после получения высшего образования необходимо посещать курсы повышения квалификации (такая система хорошо себя зарекомендовала при подготовке медицинских работников — ординатура).

Р. X. Равилов: Заочное образование, по моему мнению, возможно: как второе высшее после медицинского вуза; для ветеринарных специалистов, которые имеют среднее специальное ветеринарное образование и реально (а не по «липовым» справкам) работают ветеринарными врачами или фельдшерами в сельскохозяйственном производстве.

А. А. Константиновский: Я противник заочного образования, особенно применительно к тем специальностям, от которых напрямую зависит жизнь пациента (к примеру, хирургия). Образование, полученное в вузе, — фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение. Если человек решил стать врачом, то он должен учиться всю жизнь и уделять профессии все свое свободное время. А иначе в такой специальности тебе делать просто нечего!

журнал "Ветеринарная клиника", октябрь 2009


Главная  ::   Карта  ::   Контакты
Константиновский Александр - Ветеринарная офтальмология © 2006 - 2013 гг.